O seu período de teste terminou!
Para acesso total à funcionalidade, pague uma subscrição premium
PR
Саша Капустин про продукт, управление людьми и не только.
https://t.me/productanddot
Idade do canal
Criado
Linguagem
Russo
2.53%
ER (semana)
12.47%
ERRAR (semana)

Вещает Саша Капустин. Продуктовые и не очень истории, кейсы, опросы, обсуждения и все-все-все. Делюсь тем, что наработал за 5 лет как СРО Авито Финтеха и ранее, будучи COO, CTO и не очень успешным ИП и ООО.

Mensagens Estatísticas
Repostagens e citações
Redes de publicação
Satélites
Contatos
História
Principais categorias
As principais categorias de mensagens aparecerão aqui.
Principais menções
Não foram detectadas menções significativas.
Encontrado 41 resultados
Еще немного про кейсы и про стратегию.
Сейчас довольно часто работодатели задают "домой" кейс, в котором просят соискателя проработать стратегию какого-то направления. Например, как если бы вам сказали "проработай" стратегию Авито Финтеха. Ну, или просто кредитного направления, зависит от роли.

Так вот, довольно часто я вижу следующую ошибку: соискатель начинает прорабатывать... беклог.
Теряется тот самый "think big", который ждет от подобных (где стратегии дают как кейс) ролей и получается просто хорошо сделанная работу по поиску точек роста в существующем продукте. Иногда вообще приносят маркетинговые инициативы, ну или такие "подкрутки" вороночки, которые там процентик, тут процентик и вот вам год работы и 3% роста конверсии из чего-то во что-то.

Я советую начинать работу так: представьте, что задача утроить, да или вообще, удесятерить выручку направления. Что будем делать? И вот там начинаются реально прорывные вещи, которые могут и не приземлиться в документ и стратегию, но быть толчком для дальнейших идей, пусть и с некоторой "шринкфляцией" той амбиции, с которой вы начали.

А для маленьких целей то и стратегии не надо, это так, тактика.

(И простите, что я пишу поздно, и, может, этим вас заставляю меня мьютить или отписываться, очень много работы, я прекращу так делать, правда)
21.04.2025, 22:55
t.me/productanddot/250
Тут в сети форсят активно, что, мол «спасибо», сказанное чатекуГПТ стоит им миллионы долларов.
А еще миллионы обращений к сервису, которые потом в отчетах показывают usage / engagement, в целом растят метрики, и отлично прибавляют к стоимости компании на раундах :)
Забыли про это, как то )))
21.04.2025, 15:12
t.me/productanddot/249
И еще одна мысль, она сильно перекликается с тем, что было выше на пару постов.

Ко мне пришел один очень талантливый продакт.
Говорит: хочу заработать очень много денег, но понимаю, что сам не смогу. Очень это прям очень, если что, я даже удивился, какая цель амбициозная.

Надо командой работать, говорит, иначе план никак не выполню. На долю, тогда и деньги будут, а не на зп.

Говорит: готов в прям в непродуктовой компании работать, но с крутой командой, а крутой, но без команды, не готов. «Потому что команда двинется, и я с ней. И кейс с нами.»

Мне так откликнулось, вы бы знали.
Монетизация себя через часть команды это крутая стратегия, если что. Без команды… Ну… сложновато будет!
На сегодня закончили, обещаю :)
20.04.2025, 23:47
t.me/productanddot/248
Расскажу вам про продукты, которые вызывают зависимость.
Это самые крутые продукты продукты, они ну прямо липкие. Про это есть базовая, но классная книжка "На крючке. Как создавать продукты, формирующие привычки." (Эяль Нир, Хувер Райан), ну или просто Hooked.
Я купил себе браслет-трекер здоровья Whoop, чтобы разобраться с вредными привычками.
Кроме невероятно крутого интерфейса, который заслуживает отдельного разбора, браслет, по-сути, превращает тебя в тамагоччи с тобой в главной роли, постоянно мотивируя тебя вести образ жизни здоровее, чем ты ведешь.
Очень много цепляющих фич: и постоянные советы, и всякие около-ИИ темы, которые тебя мотивируют заходить в приложение и смотреть на результат тех или иных твоих действий.
Я давно не сталкивался с тем, что меня прям тянет в приложение, постоянно хочется зайти.

А чем секрет?
Да он прост. Всегда показывайте value сразу. Он сразу тебе показывает, смотри, ты вот такое сделал, а я такое посчитал, ты же себя лучше чувствуешь?
Я в продуктах всегда считаю, что показывать ценность надо сразу.
Кешбек? Сразу покажи сколько! Скидка? Покажи накопленный итог! Кредит? Покажи какие товары пользователь смог себе позволить благодаря ему, хоть и продукт... Ну токсичненький местами, кредит же.

В книге много внимания уделяется на, по-сути, дофаминовый цикл, когда привычка создается, как у детей, кстати, через положительную мотивацию: дал данные, получил результат. И твоя привычка формируется из "я ношу браслет, я даю данные, я заполняю журанал (и захожу в апп!!!) и получаю итог. Именно такое стимулирует снова и снова заходить, а там все новые крчюки, мол дашь больше, и мы тебе подробнее расскажем. В случае с Вуп работает идеально, я считаю.

В общем всегда простой хак: показывай сразу накопленную ценность. В Авито, кстати, в свое время, сделали счетчик "вы продали на Авито на ХХХ рублей". Знаете, очень круто сработало, как соревнование! Кто больше продал, ну и мотивирует возвращаться в сервис, тк ценность прям на ладони. Не забывайте про это 😉
И книжку прочитайте, хорошая, базовая.
20.04.2025, 23:13
t.me/productanddot/247
Заходит в бар продакт и говорит: я вот поработаю в корпорации и смогу сделать стартап, а бармен ему и говорит…
… а бармен, допустим, это я.
Потому что я уже в сотый раз с этим встречаюсь.

Так вот! Друзья, работа на корпорацию в продукте не даст вам никаких навыков для старта своего бизнеса. Или стартапа. Особенно если это бигтех.
Там же все работает, все круто, вы растете на сопряженном MAU / соседних продуктах / запусках и на бренде в целом.
У вас нет реальной живой аудитории, до которой еще фиг дотянешься, нет продаж с нуля, нет найма.

Как пример: меня недавно на приятной беседе размотал один фаундер. Он говорит: "что классно получалось в работе"? Я очень просто ответил: собрать команду.
И получил в ответ: А какие твои реально тут заслуги или ты из топ людей выбрал просто подходящих? А ты фильтры и имя компании учел? А культуру в целом?
Нет. Не учел.

Честно вам скажу: желание пойти в крупную компанию чтобы «сделать супер стартап» это утопия. Все ваше время и голова будут в работе. Но не в своем деле. Вот так вот.
Хорошая корпорация грузит вас на 120%, и любое дело вокруг, это или магия целей, которые вы хакнули, или предательство их же.
17.04.2025, 22:24
t.me/productanddot/246
Привет!)
Приходите завтра послушать митап :) Будет про портфели, про которые я много раз вам рассказывал, но зато будут и еще ребята с интересными темами!
Ну а если не придете, я сюда кину презу и тут расскажу про балансирование портфелей, чего уж ;)

От стратегии к действию: митап перед ProductCamp 2025

🗓 17 апреля в 19:00

Кого ждем?
🔘 Дмитрий Тюряев, CPO Fabrikant, 11 лет в госзакупках: Как запустить успешный продукт на несуществующем рынке? Ответы — в кейсе-прорыве.
🔘 Саша Капустин, ex-CPO Авито Финтех: Портфель продуктов: как не утонуть в 100 идеях и выбрать ту самую.
🔘 Илина Нигматуллина, Product Lead, ментор ВШЭ, Консультант по продуктовой стратегии: От целей к действиям: как измерить всё и не сойти с ума.

🔗 Зарегистрироваться на митап
16.04.2025, 21:36
t.me/productanddot/245
Довольно много говорю сейчас с коллегами по цеху в ходе разного рода формальных или не очень встреч, начиная с всяких СРО-клубов, и заканчивая диваном дома, у кальяна.

Мы довольно много обсуждаем мотивацию в работе, мотивацию к работе, смотря на это через очки управляющего командой, и очки того, кто, если вы не забыли, еще и своей карьерой в частности, и жизнью, в целом, тоже управляет.
И я все чаще и чаще встречаю мотивацию не через деньги, что тоже, важно, особенно через призму того что там что-то пошлины на что-то куда-то, и инфляции годовой, а через кейсы / достижение чего-то и поучиться у руководителя.

На одном из подобных разговоров получил от продакта, который думает про смену работы, но пока "подвис" фразу в духе "мне скучно работать, там не за кем идти", и эту фразу в целом я потом услышал 4 раза за месяц.

Я всегда говорю что "выбирайте руководителя", и если у вас все классно сложилось с ожиданиями с двух сторон, вы много от него научитесь, потому что он будет вкладываться в вас, если он норм чувак. Но, если такой возможности нет, вы всегда можете работать над "кейсом" и выбрать себе "кейс-NSM", который будет вам помогать тогда, когда стало туго, такой свой pet-project внутри компании, который будет вашим личным "а каким запуском вы гордитесь больше всего". И тогда будет не так туго, честно.

В общем, с планами жить как-то сильно проще, так что если у вас не клеится на работе с лидерами, а крутой босс это редкость и мне везло 50/50 (что очень много за 15+ рабочих лет), то найдите кейс или проблему (которую надо решить, а не создать, если что) которые вас вдохновят. Мне, когда я приунываю, всегда помогает поделать что-то хорошее "руками", поучаствовать в каком-нибудь отчаянном, но полезном проекте, пусть и совершенно бесплатно.
Как-нибудь расскажу вам, как я очень хотел, и как частично у меня получилось впрыгнуть в один безумный стартап, идея которого меня дико зацепила 🙂

Всем хорошего, и, вероятно, снежного вечера, если вы не у пальм, конечно.
8.04.2025, 20:18
t.me/productanddot/243
А вот и подошла разрывная про финтех. Мы давно собирались, и вот оно! )
Во-первых, мы запускаем консалт по финтеху. Мы много умеем, много делали, и у нас есть очень крутая практика.
А кто мы, собственно?
А это я, и @koloskof, с которым тут есть интервью, чуть выше.
Будет сайт, будет ссылка. Первые клиенты есть. Радует!

Мало того, сверх этого, запускается проект Rollout @rolloutrf про опен сорс финтех СХ решения. Ну так еще, в добавок, мы кое-что придумали.

Мы делаем ультра-практичный курс по Финтеху, задача которого просто, быстро и ясно всем объяснить, что такое финтех, как делать его крутым, из чего он состоит, какие building blocks в нем есть и как вообще делать великов, будучи не только в банке, а еще, например, в екоме! Ну и в банке, если что, ибо для CX мы выделяем огромный кусок.

Курс пока существует в первой итерации, запускается не дорого, ну и будет супер крутым стартом для любого, кто хочет заботать финтех, или уже там работает, и хочет довести до совершенства свои знания.
Запуск в конце мая. Джойн, ну или задавайте вопросы. https://forms.gle/KgafeLtyLaZJeaGY6. По ссылке чуть деталей про сам курс и про состав блоков. До старта еще далеко, так что программа будет расти, но это как всегда, fake it till you make it.
Вообще тут задача простая: мы, на самом деле, готовим пак документов для консалтинга, и просто решили, почему бы и не поделиться с ребятами на рынке. По факту, выходит, не прям вот "курс", а скорее практическая библиотека наша. Никто не будет рассказывать про дискавери. Обещаю.

А если про дискавери хочется послушать, мы еще набираем на курс про гипотезы.
Как их формулировать, как их проверять, как работает продуктовый процесс и это все. Тут тоже есть запись https://forms.gle/oEXJj3yXdLynFSF38. Описание курса по ссылке, и да, он крутой, второй поток, ну и есть возможность поучиться тому, как работают "боевые" продакты: генерят быстро, и, при этом, надежно. Курс для тех, кто хочет подкачать арсенал, либо его обновить, либо для тех, кто хочет в продукт.

А чтобы совсем не было скучно и пост не был рекламой продуктов от меня и от моих коллег, я закину вам спойлер. Он в фото в посте. Ждите начинки ;)
3.04.2025, 22:05
t.me/productanddot/242
Общался с очень классным продуктовым человеком.
И решил дополнить пост выше.
Я тоже рассуждал про «вот продукт, а что бизнес и зачем он рядом, и мол продукт деградирует».
И получил в ответ:
«я задал команде продукта вопрос: а может ли сейчас команда продукта решить вопросы, стоящие перед бизнесом? В одиночку. Ну, или хотя бы значимо повлиять.».
И ответ на этот вопрос очень живо отражает роли и ситуацию на весьма ограниченном, и территориально, и денежно, рынке рф.
И как-то стало мне не так весело рассуждать про stand-alone продукт без бизнес функции рядом.
Личное, пусть будет.
2.04.2025, 22:13
t.me/productanddot/241
Стратегия это не всегда о победе, к сожалению. И я от этого отвык.

В процессе написания или обновления стратегии продукта, в частности, или целого направления, можно выйти на то... что точек роста уже не осталось. Или рынок закончился, или продукт устарел и пропала пробелма, которую он решал, ну или на что-то другое наткнуться не большая проблема.
И, в случае, если у бизнеса тренд на расширение, то у вас будет возможность сделать pivot и оставить прежнее направление на сапорте (кстати, даже с этим продакты часто не особо справляются, приростая к своему продукту), но, если бизнес имеет тренд на "сжатие", то у меня для вас плохие новости: итогом работы может стать просто значительное сокращение направления или продукта.

Я столкнулся с этим, работая над написанием стратегии для одного банковского направления: я очень старался выжать из участников краткосрочную и долгосрочную стратегию, видение и вот это все. Мы даже что-то напланировали, посмотрели максимальную EBA (economic value added), которую можем получить от направления и... там вышло меньше 1млрд, что в масштабах бизнеса банка незначимо статистически, а опер управление направлением довольно тяжелое.

Ну и приняли решение закрывать. Я, в тот момент очень привыкший к культуре Авито, где "спасают" любой продукт и всегда есть вохможность пивотнуться, был немног ов шоке от того, что, по-сути, привел команду к понимаю своей ненужности бизнесу здесь и сейчас. И это, наверно, отличный итог для бизнеса, который у меня тогда попросил помощи, но мне до сих "не по себе" из-за этого кейса, ну и я еще не отошел от культуры "все можно сделать работающим и классным", наверно. У это культуры есть свои большие минусы, но о них я напишу позже, а пока такой пост рефлексии о былом, и о моем печальном, местами, опыте стратега.
2.04.2025, 12:00
t.me/productanddot/240
Я вообще математик-программист со специальностью компьютерная безопасность, а по второму высшему я вообще финансист.
И радуюсь одинаково и конверсиям, и геймификациям, и экселькам на 1000+ строк :)
Я даже не знаю, что мне в ИТ не нравится, как класс задач. Наверно, как ни странно, это задачи связанные с UX исследованиями и интервью. Хотя бывает прикольно.
У меня как-то было интервью, на котором мне надо было у перекупщиков узнать детали их бизнеса. Причем такие детали, которые они, конечно не хотели подсвечивать: «финансовые дела перекупщика». Минут 20 ходили вокруг да около, неинформативно и закрыто. Пока я не сказал «а я сам ИП и ООО было, так грустно платить налоги без оптимизации, но получилось вот такое придумать».
«Братан! Я также делаю, а еще вот так и так» получил я в ответ. И интервью пошли в правильное русло.
Никакой оптимизации налогов, у меня, как и ООО/ИП не было.
Без выводов, просто пришло в голову, пока картиночку постил :) Хорошего понедельника !
31.03.2025, 11:25
t.me/productanddot/239
Ну кстати вот и еще прикольная новость: Авито получило свою первую финансовую лицензию. До этого мы инжинирили решения поверх чужик лицух, что было весело и местами прям оч сложно, но пора и дальше было идти, потому еще до НГ была подана заявка. Все-таки круто, когда твои действия прорастают во что-то большое, особенно круто когда это новая финансовая лицензия в контуре крупной компании.
Дел и гипотез там, конечно, нереально много. И путь еще длинный, но все же я очень рад за команду, что у нас (и у них теперь) все получилось.
28.03.2025, 17:30
t.me/productanddot/238
Ну кстати вот и еще прикольная новость, все-таки круто, когда твои действия прорастают во что-то большое, особенно круто когда это новая финансовая лицензия в контуре крупной компании.
Дел и гипотез там, конечно, нереально много. И путь еще длинный, но все же я очень рад за команду, что у нас (и у них) все получилось.
28.03.2025, 17:19
t.me/productanddot/236
Банк России включил АО «Авито Финанс» в реестр операторов финансовых платформ.

🏛️ Об этом сообщается на сайте регулятора. Статус ОФП позволит #Авито интегрировать продукты финансовых организаций в процесс совершения сделок, в результате чего пользователи смогут получать финансовые услуги, включая рассрочку, кредиты и страхование внутри интернет-площадки.
28.03.2025, 17:19
t.me/productanddot/237
Прочитал тут в "соц-сети-что-нельзя-называть" про интересный кейс: студент сделал ИИ тул, который помогает пройти интервью.
Для пиара парнишка прошел в "некоторая корпорация" и... догадался слить процесс собеса в сеть. Ну мол "вот я какой гордый и молодец, мой тул работает".
За что получил тут же от "некоторая корпорация" просьбу удалить контент, на что ответил отказом. Суд да дело, товарищ стартапер в итоге покинул свой университет, заодно, тк тот изрядно спонсировался "некоторая корпорация".

Почему я про это хотел написать?
1 Я совершенно не поддерживаю стартапера, тк выкладывать интервью без разрешения компании нельзя. Ну я вот так считаю. Как минимум, спросите того, кто вас собеседует. Я так, кстати, одно время висел на ютубе, когда какой-то из потенциальных работников Авито решил, что записать меня без моего ведом будет верным шагом к работе в Авито. Я вел себя очень политкорректно, классно провел интервью и даже некоторый пиар словил от этой записи, но рад в целом не был.
2 Обманывать плохо. Устроившись на работу вы все равно прогорите и подставите и себя, и товарищей по команде, и начальника. Это как придти на соревнования по командной гребле, наврав что вы умеете (или попросив друга за вас на тренировке показать себя), ну и при первой же попытке на соревнованиях отбросить всю команду вниз турнирной таблицы.

Ко мне разок приходил такой мастер ИИ на собес, и это было очень смешно.
Во-первых, бегающие между мониторами выпученные глаза, во-вторых, колонки текста, бегущие в отражении глаз, в-третьих, постоянное "простите, я не смог вас расслашать, повторите, пожалуйста", ну и ответ еще до того, как я повторил.

Ловятся такие товарищи довольно просто. Просто просим их то, что не может рассказать ИИ.
1. Слабый способ. Курьезы на работе из личного опыта, случаи за которые стыдно, или, наоборот, супер победы в опыте. Что-то личное, около продукта или основной деятельности, что-то, что вызывало эмоции. Забавно работает, но часто бывает "подготовленный рассказ".
2. Сильный способ. Чесно то говоря, на интервью совершенно не важно, решил ли продакт кейс и получил ли "верный ответ". Это же кейс, его просто может и не быть:) Важно, как кандидат думает, почему выбирает тот или иной путь, какие аргументы он приводит первыми, или о каких свойствах продукта говорит первыми. Тут всегда видно, думает ли продакт от денег, от людей, от опыта и тд.
При этом, еще больше узнать можно, если пойти в сторону расширения (чекаем вариативное мышление) и просишь приводить все больше и больше вариантов / гипотез / аргументации, а потом просишь объяснить, почему первое было первым. Ответы модельки могут быть... слегка курьезными.

В общем, еще раз: друзья, кейсы не про харды, а про то, как вы думаете, и чтобы вам и команде, да и в корп культуре в целом, всем было комфортно работать, и культура не мешала вам давать крутые результаты, а вы ей не вставляли палки в колеса (читай всей компании).
28.03.2025, 17:11
t.me/productanddot/235
Клиент неудачно взял в Ozon Банке кредит на 5 млн рублей, не прочитав мелкий шрифт соглашения с банком. В итоге за месяц ему пришлось заплатить сверху почти миллион рублей. @banksta
28.03.2025, 15:30
t.me/productanddot/234
Мамочки мои, спасибо вам за доверие.
Я получил 30+ резюме в телеге и 104 в линкеде (!!!). А говорят, людей нет…
Я очень рад, что вы так отреагировали.
Буду дальше годноту писать тут, очень мотивирует.
Спасибо!
25.03.2025, 22:12
t.me/productanddot/233
Я не даю рекламу в канале, как вы заметили.
Но напишу тут вакасию временно. В фудтех (не классическое ИТ и не бигтех, имейте ввиду) нужен продакт менеджер нового мобильного приложения.

Мы заменяем старое приложение новым, и это прям... ну старт с около 0. MAU приличный, в районе 5млн человеков. Кейс интересный 🙂

Много работы с командой разработки и бизнесом.
Ищется миддл+ с опытом запуска (в идеале) новой мобилки. Ну или просто тот, кто шарит в мобильных приложениях.
Деньги в рынке абсолютно. Резюме в ЛС плиз, но нужен реальный опыт продакта и процессов, тк команда не супер зрелая процессно пока и надо будет и ей помогать. РФ.

Работать со мной и командой под мной, не Авито, если что 🙂
24.03.2025, 16:43
t.me/productanddot/232
Привет, подписчики!

Общался сегодня с одним фаундером из мед(около)-теха. Был интересный разговор, который, в том числе, ушел в русло рефлексии с его стороны "а что бы я делал иначе" и "что мне мешало".
Так вот, фаундер изначально с инженерным образованием и очень жесткий в общении, по его словам: прямолинейный, всегда знает как лучше, ну и всегда давил на тех, с кем работает, своей экспертизой.

По его словам, это привело к тому, что в какой-то момент его в бизнесе стали окружать только комфортные люди, которые делали как он говорил, ну и сами были не самостоятельны.

В таком "раскладе" сам бизнес становится очень хрупким и сильно зависит от самого основателя, когда команда без него не сильна в видении и принятии решений и видении бизнеса.
Второй проблемой становится то, что команда сама, будучи согласной, не помогает фаундеру избегать ошибок и не усиливает его своей экспертизой, тк "спорить у нас тут не принято".

Всегда рекомендую, даже если сами "знаете как лучше", прислушиваться к альтернативным мнениям, там может быть какой-то новый контекст для вас. Ну и растить креативную команду, не уничтожая новые каналы получения идей и альтернативных мнений. И тут тоже часто работает история про то, что надо давать команде место на ошибки, на обучения, и не давить своей "экспертизой", а то что, у вас не эксперты работают? И зачем они тогда вам?... Очевидно, что допускать совсем глупости не надо, но и мы расчитываем, что команда такое не принесет, если она ок?

Учитесь у команды, а команда будет учиться у вас, и в таком цикле обратной связи вы получается не хрупкую команду и структуру, и получаете возможность видеть то, что не попадает в вашу привычную картину. И развивайте людей. Обязательно.
23.03.2025, 14:44
t.me/productanddot/231
Недавно ко мне пришел один человечек с достаточно распространенным вопросом:
"У меня есть бизнес заказчик / бизнес лидер, который постоянно приносит мне что-то "с улицы" и просто топит "гениальными" идеями. Сказать ему твердое "нет" я не могу, потому что ну вот так заведено (да и вообще всегда говорить "нет" не крутая идея. Примечание Капустина), но идеи, мягко говоря, бывают так себе и просто тратят очень много времени, отдаляя команду от результата. Что делать то?".

Мой вариант такой: строим максимально прозрачное взаимодействие (читай процесс) с заказчиком:
- регламентируем формат документа, с которым поступает запрос. Я использую брифы для этого. Пример брифа, кстати, в конце поста. Пользуйтесь, адаптируйте под себя :). Бриф это, по-сути, 3 вопроса: (1) зачем это делать, (2) почему мы решили что надо делать именно это, (3) почему сейчас? "Хаотичные" заказчики, когда видят эти вопросы, просто пропадают, как правило. У меня так как-то раз отвалилось 90% потока бредовых идей 😄
- четко управляем ожиданиями во всем процессе: договариваемся с заказчиком по срокам возврата с какими-то новостями, регламентируем ритмичную работу и вот это все. Тогда обе стороны будут знать, чем занята команда, какая уже загрузка и остановит "впихивание невпихуемого"
- ну и как с любой гипотезой, мы, благодаря брифу, знаем что мы ожидаем и легко можем откинуть "гениальную" идею, если ее проверка опровергла гипотезы

И помните, что ваша задача – не отправить "надоедливый и глупый" бизнес (а мы то в продукте все уже знаем и делали, да) в лес, а помочь ему этот бриф заполнить, ну и попробовать найти пользу в том, что вам принесли, ведь все же мы живем с мыслью, что у нас хорошие спецы рядом!

Бриф можете тут забрать, пользуйтесь https://docs.google.com/document/d/1S6QiexcZwjRYGWGa1cMwWZ4c7aMk-yz6v073k0l9oT8/edit?usp=sharing
19.03.2025, 10:44
t.me/productanddot/230
Недавно ко мне пришел один человечек с достаточно распространенным вопросом:
"У меня есть бизнес заказчик / бизнес лидер, который постоянно приносит мне что-то "с улицы" и просто топит "гениальными" идеями. Сказать ему твердое "нет" я не могу, потому что ну вот так заведено (да и вообще всегда говорить "нет" не крутая идея. Примечание Капустина), но идеи, мягко говоря, бывают так себе и просто тратят очень много времени, отдаляя команду от результата. Что делать то?".

Мой вариант такой: строим максимально прозрачное взаимодействие (читай процесс) с заказчиком:я
19.03.2025, 10:35
t.me/productanddot/229
Услышал недавно крутую фразу, которая меня зацепила.
"Иногда уволить значит помочь".

Как я всегда говорю, поиск работы это всегда матч между вашим запросом и запросом компании, и реально продуктивно работать получится только тогда, когда он обоюдный. Если какая-то сторона идет на "уступки", они рано или поздно стрельнут, наращиваясь как снежный ком.

У меня был опыт "убирания" людей, и я вообще это дело не люблю, признаюсь вам. Но иногда прям видно, как всем стало легче: и компании, и человеку, ну и карьера у него начинает переть в гору.

Это просто пост про хорошую фразу и про подумать о своей личной стратегии и о карьерной, в частности.

Чтобы добавить полезности посту, напишу мои советы, вообще, при определении куда идти работать:
- ничего из себя не стройте на собесе, выйдет хуже. Уже после собеса.
- в идеале идти в растущий бизнес / компанию, ну или продукт внутри компании, чтобы тоже расти. Если у компании нет агрессивных целей на рост в стратегии, вам тоже расти некуда.
- выбирайте начальника так же тщательно, как и задачу. Через 2 года вы будете такой, какой сейчас ваш босс, ну или не сработаетесь.
- работая в высококонкурентной среде вы будете постоянно расти. Если не берете риски и идете в теплое место, не ждите роста. Может он и не нужен, это тоже часть личной стратегии.
- не работайте без прозрачных целей, иначе будете полагаться на субьективное. Если даже в компании не принято ставить прозрачные цели, поставьте сами и проговорите это с начальником. Пусть и в формате excel документа.
- учитывая пункт выше, рекомендую всегда знать цели своего босса и калиброваться на них, чтобы случайно не улететь мимо центра мишени 🙂

Давно хочу написать пост про личную стратегию, но он выглядит очень большим. А пока почитайте банальную, местами наивную, но очень полезную книжку «Стратегия жизни» Клейтон Кристенсен.
Ну а я приду сюда с материалами с курса по личной стратегии, который я когда-то давно закончил у Константинова в вышке (увы, к нему уже не попасть). И ничего не понял. А потом каааак понял.

Всем крутого четверга!
13.03.2025, 17:30
t.me/productanddot/228
Последнее личное, обещаю.

Завершаю тему своей истории. Потому что так долго паузы я могу делать только из-за нее.

Итак. Когда-то собес в авито выглядел как множество секций (а сейчас все проще гораздо), которые мне, новому в продукте, казались просто нереально сложными.

Самая сложная секция — пройти подбор 😂 Подготовить резюме и пройти «человека работающего по брифу на найм» — всегда очень сложно.
Каким-то боком с моим венегретом мне повезло пройти эту стадию и… наступило время продуктовых хардов.
Раз я готовился (полгода, на минутку) и прочитал кучу книг, статей, кейсов и прошел пару курсов (от мейлру, на минуточку 😅), я весьма не дурно прошел харды, вроде на 4/5.

Пришло время кейса, и… я проходил его с моим будущим боссом, которому я до сих пор очень благодарен за школу и вклад в меня.

Кейс выглядел так: зум, вопрос «как повысить число авторизаций на авито» и два часа мучений.
Сейчас я понимаю, что в современности кейс я бы завалил.
Я закончил с мокрой спиной (фигурально) и с мыслью что кейс завален. Помогло то, что я предполагал исходя из своей логики и здравого смысла, и мне хватило системности пройти кейс на базовую тройку (хе-хе).
Дальше были UX и аналитика, которые я базово хорошо прошел, ибо теория, чего там.

Закончил я подход с мыслью «не вышло» и расслабился. Через неделю получил звонок «давайте с командой познакомимся».

Команда задавала вопросы больше про разработку и работу с командой, ну тут опыта хватило.

Я получил оффер на синиора авансом, упав от МТС на 30% в совокупе. И пошел. И не жалею ни дня.

Авито дал (дала / дало / дали 😂) мне очень много: прекрасных боссов, поддерживающую среду, обалденную культуру, возможность прокачаться так, как я бы не смог нигде.

Я очень больно рос, быстро, по меркам старого Авито, не так быстро по моим, но я вырос именно не карьерьно даже, а как специалист и менеджер. Такой прокачки ну нигде бы не было, точно.
Потому я и советую: идите в бигтех, и там будете расти на средний уровень вокруг, как минимум. А он крутой. Или будете расти за своим боссом, а у меня такие звезды были, ух.

Ну и пришло время расходиться, я не работаю в авито на полную ставку уже какое то время, а занимаю роль консультанта и поддерживаю команду в переходный период.

Я очень лоялен к компании, очень ей благодарен за все, что она сделала для меня, в первую очередь за окружение и среду.
А вот куда и почему я пошел будет дальше.

Вот такой сериал, который будет перебиваться продуктовыми и не очень постами. Роль кардинально другая, как и компания и культура, что и было целью.

Всем перемен к лучшему, или просто для правильного и нужного роста.
11.03.2025, 18:22
t.me/productanddot/227
Снова разбавлю посты про себя или что-то умное. У меня снова продуктовая истерика! Простите, но кешбек в литрах молока... Это топ)
5.03.2025, 16:54
t.me/productanddot/226
Я замахнулся на тему, про которую меньше всего люблю писать, и потому, ожидаемо, завис.
Я немного хотел рассказать, про свой опыт, ну и потом продолжу делиться всяким интересным.

Мне 34 года. Из них в IT я работаю примерно 18 😄

Начинал я как человек, который чистит и пылесосит компуктеры в учебном заведении (еще в школе был), заправляет картриджи и всякое такое. Был почти классическим сис админом, даже аниме смотрел в перерывах от работы.

Проработал сис админом так я не долго, и как только начал учиться в универе я пошел... программистом на питон.
Параллельно я клепал сайты на CMS для учебных заведений, пока это не стало мейнстримом и сайт не стал стоить 5тр и все они были "под копирку".

Про это будет отдельная история, но могу сказать, что программист я так себе в целом, и на питоне в частности, хотя и до сих пор что-то могу наваять, если надо. Примерно два года (даты +- я уже не помню) я отработал программистом, после чего пошел в крупную сеть мед лабораторий на сетевика (а я учился на комп безе), где отработал ну года 3 в роли сначала рядового товарища, а потом и вовсе руководителя ИТ, где отвечал за все вообще, начиная от закупок и заканчивая в целом ИТ ландшафтом и его поддержанием.
Не самый драйвовый период, что я компенсировал тем, что у меня было свое ИП и ООО, которое занималось поставкой сетевого и серверного оборудования по модели HaaS (весьма ноу-хау тогда) и аутстафа для дальнейшего обслуживания.

Хоть я и решал хорошую и понятную проблему с железом и его изначальной стоимость для клиентов, и в целом синжения CAPEX расходов для тех, кому надо было показывать постоянный cash flow, я не справился с ростом (спасибо, 2014 год и курс доллара) и разобрал свой мини-бизнес.

Дальше я долго думал, а чем бы заняться, и... ВЫБРАЛ БЛИЖАЙШУЮ К ДОМУ it компанию, которых в Самаре в какой то момент было ну штук... 10 сильных.
Я просто пришел на ресеп (я серьезно) и спросил "работа есть?". Через час меня собесили и из-за моего хорошего английского взяли на роль руководителя группы поддержки для b2b2c продукта, клиенты которого базировались в Лондоне.
Много процессов и изменений спустя какое-то время я уже работал рук-ем всего блока поддержки, и в тч занимался sales/pre-sales и биз девом со своей командой, где, по-сути, и начался мой поход в продукт. У нас был какой-то там зачаток продуктового, но очень слабый, и саппорт, по-сути, выступал в проли продуктовых лидеров по своим сегментам. Ну и в такси с пакистанцами в Манчестере я тоже ездил, UX такой.

После 3+ лет работы я пошел в стартап, работавший на рынке AdTech Европы (база в Норвегии)... по-сути, смесью СТО и деливери. Внезапно, но интересно. Отработав там до момента продажи стартапа, и весьма заскучав по березкам, я радостно двинулся в Россию обратно, а именно переехал в Москву и пошел в МТС. Это время я не буду детально расписывать, но я пошел на лидера продуктовой роли, получив не совсем то, что я ожидал. Зато у меня был год дабы подготовиться к собесам, начитаться про продукт, находиться на курсы и конфы и пойти устраиваться в Авито.

Было несколько треков и с Я, и с Авито и с другими биг-техами, но выбор пал тогда на Авито, в котором я со старта занимался опытом покупателя, что было мне супер близко и интересно, потому что я хотел "наносить пользу" людям, и многим, а зона ответственности позволяла. Ибо мобилка, средняя стадия развития, бери и делай.

В следующем после расскажу детально, как я собеслся и прошел в Авито.
А этот пост нам для знакомства, и чтобы была некоторая ясность между нами, что я ну… не совсем продакт то базово. И путь быть не супер линейный. Такие вот дела.
5.03.2025, 15:03
t.me/productanddot/225
Я обещал про АБ, вот оно
https://us06web.zoom.us/j/89447294290?pwd=uqjaKhzNwEdSvvs4jHB0oTu8qPjwLa.1

В 18-35 стартуем, про запись подумаю. Сообщение удалю в 18-45 🙂
24.02.2025, 18:29
t.me/productanddot/224
Вы знаете, что я понял? Что я никогда и никому не рассказывал, как 5,5 лет назад я пришел в Авито на синиор продакта.
Вроде не сложный кейс, если не считать того, что продактом до этого я... не работал. Совсем.
Я даже в канале не рассказывал кем я до Авито работал. И вот думаю, сколько же народу отпишется, если я вот это все расскажу?)))

Тут встает вопрос как я вообще решил пойти в продукт и почему, что меня толкнуло ну и вот это все.
Планирую большой пост на тему, так что, как обычно, стей тюнд.

Вообще, базово, это добавляет огонька в мои консультации, когда ко мне приходят и говорят "чувак, я хочу продактом быть, и не могу", а я такой "я тебя понимаю". А мне "нет не понимаешь".

Нет, понимаю :D Я тоже сидел на Белой Площади около Авито летом и зубрил продуктовые харды, которые, кстати, в хлам завалил тогда. Спасибо кейсу, что он есть :)))
24.02.2025, 16:46
t.me/productanddot/223
Российские банки в 16-м пакете санкций Евросоюза:

• Черноморский Банк Развития и Реконструкции
• Ак Барс Банк
• Уралсиб
• Точка
• Синара
• ББР Банк
• Примсоцбанк
• Росэксимбанк
• Национальный резервный банк
• Кузнецкбизнесбанк
• Мирбизнесбанк
• «Кубань-Кредит»

Также в списке:

• РНКО Платёжный конструктор
24.02.2025, 14:50
t.me/productanddot/221
https://dtf.ru/games/3558724-poyavilos-bolee-20-minut-geimpleya-remeika-gotiki-i-demonstraciya-russkoi-ozvuchki
21.02.2025, 16:31
t.me/productanddot/220
Нашел прекрасное.
В 2008 году в AppStore было приложение I am rich которое вообще ничего не делало, но стоило 999$.

УТП было следующее:
"Красная иконка на экране вашего iPhone или iPod каждый день будет напоминать вам (а также всем, кому вы её покажете), что вы можете себе это позволить.
Это произведение искусства без всякого скрытого функционала.
Если вы нажмёте кнопку информации на главном экране приложения, вы увидете секретную мантру. Это поможет вам оставаться богатым, здоровым и успешным."

Купило 6 человек.

Прекрасный пример маркетинга :)))
21.02.2025, 11:55
t.me/productanddot/219
Столкнулся с такой штукой в разработке, да и вообще, если честно, сталкиваюсь с этим часто в разных местах и на разных проектах.

Есть идея продукта. Довольно большая штука, слабо подается итерациям, но как-то распилить можно. Такое часто бывает в крупных продуктах, которые требуют больших инфраструктурных изменений, в финтехе вообще такого полно, кстати. Например, у нас такой был Авито кошелек на начальных этапах.
Ну и вот, разработка уходит на какое-то время, грумит, делает архтиектурный пропоузал и возвращается со сроком... ну например 2030 год.
И стоят такие с улыбкой: мы молодцы, мы все продумали и вот идеальная архитектура! И код, и идеи! Вообще все четко!

А вот о PnL, возврате инвестиций и вообще обосновании трат на себя разработка, конечно, не подумала. Ну проще забить, чем что-то делать 4 года, нет разве?
Я в таких случаях говорю: "а теперь расскажите мне, как запустить продукт в 2025. Что вам для этого надо? Почему вы думаете от возможности в текущих условиях, а не, например, просите доп ресурс и не показываете развилку?"

Рекомендую всегда делать 3 варианта: as is (по ресурсам), as is если сделать криво и вариант с доп инвестициями в скорость, и соответственно, в скорость возврата вложенного капитала. А из последнего варианта держатель PnL уже может "двигать ползунки" и смещать точку запуска и окупаемости, исходя из бюджета и возможностей.

В общем, друзья технари, пора думать о бизнесе и PnL себя, как команды, и давно пора!

https://www.elconfidencial.com/tecnologia/2023-09-11/elon-musk-walter-isaacson-biografia-twitter_3731794/
Прекрасный кейс от подписчика, очень такое одобряю
20.02.2025, 12:59
t.me/productanddot/218
Каким-то боком в исследовании Product Sense (https://productsense.io/research24, посмотрите, там есть интересное) я затесался в компанию крупных ребят, которые для меня, в какой-то момент времени, были ну прям вообще, суперстарами.

Я на 100% уверен, что выборка была смещена и просто спросили всех из этого канала, так что вышло вот так.

Меня всегда подкупало то, что крутые спецы готовы делиться своим опытом, и делают это весьма охотно. Вот и я буду продолжать им делиться. А именно расскажу немного про АБ тесты в понедельник в 18-30, ссылочку кину сюда, посещение свободное, записи не будет, как всегда :)

Так что, спасибо что читаете и следите, ну и до встречи на рассказе про АБшки.

PS: Кстати, я тут составлял список из систем для АБ тестирования, расскажите, кто что юзал и какие впечатления. Список, который получился, можно найти в комментах.
19.02.2025, 18:37
t.me/productanddot/217
Привет, подписчик.

Чуть выше (примерно два поста наверх) я рассуждал про то, что стоит сделать как только ты начал работать в компании на продуктовой или менеджерской (в IT) роли.

Важной частью я всегда отмечал, отмечаю и буду отмечать цепочку: установка новых целей -> решафл беклога относительно целей -> планирование задач в долгую относительно целей.

Можно долго рассказывать про гейты Авито, про сложные продуктовые процессы и артефакты, но давайте проще: есть простое трио для того, чтобы начать двигаться в сторону прозрачного и предсказуемого.
Я намеренно пропущу историю про цели (ну и про бизнес кейсы, кстати, тоже, так как это чуть сложнее чем тот процесс, который я тут хочу подсветить) и дам вам вот такие простые 3 вещи:
- шаблон плана спринтмапа https://docs.google.com/spreadsheets/d/1cHFzeYTOJECoUpf58TpUAnTm658wUSO9Vxkt2otTR_A/edit?gid=1461709094#gid=1461709094
- шаблон описания гипотезы (из которых и состоит наш спринтмап) https://docs.google.com/document/d/1ZD00k1TqyHsFIT6kMok8u8XPTnXrCMa268jhA-hjW0Y/edit?tab=t.yyzwisbkf0ys
- шаблон определения приоритета гипотез (RICE, вариация) https://docs.google.com/document/d/1Jzcb6szJkA2HjSnxH3Qf8apZO0ZtPU8lgF2MSjvfHkI/edit?tab=t.yyzwisbkf0ys

На самом деле это некоторая смесь из того, что я сам давно использую (на курсах показывал, кстати, похожий RICE и спринтмапу, кто был, тот помнит), и того, что увидел в одной замечательной компании, откуда я частично взял формативароние и сам формат документов, который я упростил и довольно сильно перееиграл местами смыслово. Ну и еще планирую немного допиливать дальше, по-мелочи уже.

Артефакты довольно простые, но, кажется, могут быть вам полезны, будь вы IC или новый менеджер в компании с "начинающей" продуктовой культурой. Я сейчас весьма много наставничаю, ну и подобные форматы радостно вкатываю в компании.

Пишите свои вопросы, в целом это средний вариант между крупными чек-листами в больших компаниях и между "ну у нас ничего нет, оно все в миро / на стене / в голове продакта".

Ну и надесь вам будет полезно: вот я, например, прям порадовался от форматирования.
18.02.2025, 14:33
t.me/productanddot/216
Пятничное.

Увидел какую-то популярную дичь (как обычно, в узких кругах) в ФБ и не смог пройти мимо. Скрин в комплекте.

Мол тут разработчиков надо меньше (вакансии упали драматически) потому что... ИИ решает! ИИ всех заменит! Джуны и миддлы не нужны, а вот только синиоры да, потому что мол джунов заменит ИИ. А синиоры будут потирать руки и копайлотиться.
Бред, конечно, полный.
Во-первых, откуда возьмутся синиоры, расскажите мне, пожалуйста :) Ведь без дыма огня не будет, ну и святая обязанность компаний – растить "смену" своим звездам.
Во-вторых, все ИИ штуки просто улучшают производительность разработчика, а значит, тех же результатов можно добиться меньшим их числом, что логично, однако, что-то засилья такого явления не видно в компаниях. Ну и просто пропорционально упадет найм, а не "хана вам джуны".
В-третьих, вопли на тему "разработка упрощается" я слышу года с 2010, когда было модно "вот питон там все просто всей разработке хана". Нет.

Базово падение идет из-за экономической ситуации в мире, и того, что RnD тормозится, тк гарантии возврата инвестиций стали важны.
А ИИ инструменты отличный признак того: все ищут оптимизацию, и под это дело активно... ивестируют в RnD ИИшек :D
Потому это, джуны, не грустим, пока рынок тяжелый, но точно отомрет.
Имхо, готов поспорить!)
Всем пятницы!
14.02.2025, 17:10
t.me/productanddot/215
Пришли ко мне ребята на консалтинг недавно. Внезапно, геймдев.

Крутая команда, интересный продукт на ранней стадии, с уверенным ростом мау в 1110% за полгода, пусть и с низкой базы. Ну, кликает у аудитории, в общем-то.

А зачем пришли? Инвестору хочется денег и прозрачности, ну и базово получить план проверки гипотез на кратсрок, чтобы понять, сходится ли модель вообще. Горизонт модели 5 лет, если что 👌

Понятно, что краткосрочный план ничего не говорит о 5ти годах, а скорее говорит о команде и том, можно ли верить в ее гипотезы, ну и можно ли заложить базу под этот трекшн вообще, или все фантазийно.
И знаете что прикольно?

Разрыв между основатель - инвестор, классическая проблема.

Основатель верит в продукт и делает очень крутой опыт пользователя, решает его проблемы, ну и вообще очень много смотрит на обратную связь и на опыт своих пользователей. Ну и чинит воронку как не в себя. Однако, он делает хороший продукт… для своих пользователей. И для тех, кто в игре заинтересован базово. То есть, работает на очень ограниченном рынке, что… влияет на амбиции инвестора, которому интересны деньги, которые можно получить только через рост кор аудитории, которая зависит от привлечение - активация. А это страдает.

И этого вообще нет в планах и беклогах, ведь мы чиним воронку, и от нее строим трекшн.
Справедливо ли это пропускать? Ну да. Модель и так приятная.
Можно ли выжать больше? Да. Была ли такая цель и фокус у команды? Нет.
И это тонкий баланс между интересами, когда «бизнес» не дает продукту уйти в бесконечный путь к идеальности.

Вот вам и конфликт: отшлифованный продукт с проверенными гипотезами engagement и монетизации внутри, но для «кор» аудитории, или расширение продукта для новой аудитории и продажа его ей, ведь требования то… разные.

И тут и есть стратегия продукта: а на кого, в итоге то, целимся?… Этот вопрос даже не задавался командой, которая очень любит продукт и чинит его для тех, кто и так активировался, пусть и с не очень высоким engagement.

Порешали в итоге некоторым миксом гипотез и прозрачными планами на их достижение, но еще работы много, тк извечный вопрос «чиним верх воронки или низ» мы будем решать еще долго.
11.02.2025, 18:19
t.me/productanddot/214
⚡️Госдума приняла закон о периоде охлаждения для кредитов. Он заработает с 1 сентября 2025.

Что это значит на практике

• По займам от 50 до 200 тыс. рублей деньги переведут через 4 часа после подписания договора, если сумма больше — минимум через 48 часов.

• ЦБ сможет изменять параметры периода охлаждения для банков, которые эффективно борются с мошенниками. Для недобросовестных будет финансовая ответственность.

• Если деньги были выданы с нарушением защитных норм и возбуждено уголовное дело, банк не сможет требовать возврат кредита, начислять проценты и передавать долг коллекторам.

• Банки не смогут выдавать карты людям, попавшим в базу данных ЦБ о мошеннических операциях, и зачислять на виртуальные карты больше 50 тыс. рублей в течение 48 часов после выпуска.

• Появится обязательная проверка ИНН заемщика через госбазы (ФНС и другие).

• С 1 марта 2026 МФО смогут переводить деньги только если заемщик и получатель совпадают и будут обязаны отказать, если заёмщик есть в базе данных ЦБ.

• С 31 декабря 2026 банки и МФО будут передавать информацию в бюро кредитных историй почти в реальном времени, чтобы человек под влиянием мошенников не смог взять сразу несколько займов.

Без периода охлаждения останутся займы до 50 тыс. рублей, ипотека, образовательные и автокредиты (если деньги идут сразу автодилеру), кредиты на рефинансирование, если сумма долга не увеличивается, кредиты с созаемщиками или поручителями. А также, покупка товаров в кредит при личном присутствии в магазине.
11.02.2025, 16:55
t.me/productanddot/213
Завтракал с СЕО. Вот прям с настоящим СЕО, а не там "лидер бизнес юнита из 2х людей", которая недавно перешла из одной культуры в другую.

Говорит, что с момента прихода один из комментариев руководителя был... "давай по-медленнее". Потому что в старую команду пришел очень заряженный и мощный человек, который начал сразу работать по старой схеме и в старом темпе (что и ожидалось), от чего все немного... присели.
Забавно, что у нас полностью сошлось мнение на тему того, как вообще начинать, чем и делюсь.

(тактика)
1. Ставим прозрачные цели (или корректируем текущие относительно реальности)
2. Решафлим беклог относительно новых целей, выкидываем лишнее относительно новых / скорректированных целей
3. Переделываем запрос на ресурсы относительно новых целей (as is по-сути)
(стратегия)
4. Ставим стратегические цели (аллайним с целями всей компании / группы компаний / инвесторами)
5. Делаем стратегию относительно новых целей тактических + новых стратегических (калибруем средства выполенения с целями, по-сути, уже не в тактике, а смотрим, что надо "во времени" и какие крупные проекты можем положить себе в портфель)
6. Делаем грубый запрос на рост (или сокращение) ФОТа в новой стратегии
7. Финалим PnL относительно новой стратегии "во времени" для формирования долгосрочного ожидания и пула инвестиций
(тактика)
8. Постоянно калибруем стратегию относительно производительности команды (или команду), тк уже видно соответствие капасити/велосити - цели (ура, они появились), и меняющегося ландшафта бизнеса

Это первые 3 месяца, если у вас все идет гладко 🙂
Актуально для любого руководителя, который пришел в новую зону, будь то продакт, лид, СРО иои СЕО. Я пока не буду говорить про финансы, бизнес кейсы и тд, чтобы было про что поговорить позже :)
Все имхо!
6.02.2025, 11:29
t.me/productanddot/211
Короткая мысль про продукт, без нагрузки смысловой.

Ко мне пришел очень интересный кейс, когда сотрудник научного учереджения хочет перейти в продукт.
Ну и, казалось бы, разрыв большой. И мы очень классно порассуждали про то, что продакт, на самом деле, это научный сотрудник в ИТ, пусть и с функцией деливери за компанию.
Задача хорошего продакта – собрать как можно больше контекста и из него сделать дистяллят самого важного и актуального (ну попробуйте поспорьте), и все инструменты исследований почти 1-1 идентичины научным (от исследований ЦА до постройки демо стендов). И пусть такой переход может быть сложным в плане самого сильного барьера в мире (рекрутеры :D), но в плане подхода и общих навыков (а харды набираются изи) это все не так то уж и отличается. И там и там очень важно собрать контекст, посмотреть "что вокруг", будь это рынок или другие исследования, работать с четкими целями и фокусами (читай "проблемами"), итерироваться, не уходить "на годы" и быстро менять свою идею, пусть и проверка в классической науке может строиться годами. Вот думаю поботать современные подходы к научным исследованиям, может там тоже короткие итерации поселились?...
А о чем это тут я в очередной раз? Да я просто вспомнил, за что мне так нравится продукт: за поиск того самого уникального решения и подхода, а не за "запуск" и "медальки".
3.02.2025, 14:29
t.me/productanddot/210
Вы спрашиваете где брать новые идеи?
Я вот всегда мониторю tech crunch и YC, и вот вторые просто дропнули свой вишлист на стартапы: https://www.ycombinator.com/rfs

Из интересного (полный список по ссылке выше, что логично):

1. Безопасный магазин приложений для ИИ (вот это пушка, представляете бесшовное взаимодействие со всеми ассистентами, которое кастомизировано под ваш опыт?... правда, размывает силу single window сервисов)
Предложено: Garry Tan
Видение: Новый магазин приложений и уровень операционной системы для компьютеров и телефонов, со ставкой на приватность и контроль пользователей.
Основные функции:
◦ Защита данных пользователей: Пользователи контролируют, к какой информации (календарь, файлы, история браузера) могут получить доступ приложения
◦ Общая память: Централизованное хранилище для предпочтений, контекста и прошлых действий пользователя, чтобы избежать фрагментации данных между приложениями
◦ Поддержка разработчиков: API для упрощения разработки (например, управление доступом, локальные версии LLaMA)
◦ Платежи: Упрощенная система оплаты для платных приложений и услуг
• Пример использования: Путешествия с ИИ, который знает, что вы обычно летаете с ребенком, или помощник, который рекомендует оригинальные тексты при чтении

3. Автоматизация compliance и аудита
Предложено: Tom Blomfield
Проблема: Ручная работа в compliance и аудите (GDPR, AML/KYC, ESG) требует много времени и ресурсов.
Решение: Использование LLM (языковых моделей) для автоматизации:
◦ Анализа нормативных документов
◦ Поиска аномалий в данных
◦ Непрерывного аудита всех процессов компании
• Преимущества: Снижение затрат и повышение точности

5. Автоматизация браузеров и компьютеров (актуально который год, кстати)
Предложено: Jared Friedman
Идея: ИИ-агенты, которые могут использовать браузеры и приложения, автоматизируя рутинные задачи.
Примеры:
◦ Автоматизация рабочих процессов
◦ Создание "API" для любого сайта или приложения
◦ Увеличение числа use cases для ИИ-агентов в 10 раз

6. Персональный ИИ-штат для каждого
Предложено: David Lieb
Идея: Замена персональных услуг (бухгалтеры, юристы, тренеры) на ИИ-решения.
Примеры:
◦ ИИ-бухгалтер
◦ ИИ-тренер
◦ ИИ-врач
• Цель: Сделать персональные услуги доступными для всех, а не только для богатых

7. Инструменты для разработки ИИ-агентов (и снова боян из года в год)
Предложено: Nicolas Dessaigne
Идея: Devtools для создания и управления ИИ-агентами.
Примеры:
◦ Платформы для создания кастомных агентов
◦ API для улучшения возможностей агентов
◦ Инструменты для автоматизации сложных задач

8. Будущее разработки ПО (internal dev platforms, ваш выход)
Предложено: Pete Koomen
Идея: ИИ-агенты, которые пишут код, тестируют и развертывают приложения, позволяя разработчикам управлять командами агентов.
Примеры:
◦ Автоматизация QA, безопасности и операций
◦ Увеличение производительности небольших команд разработчиков

10. ИИ для оптимизации кода под оборудование
Предложено: Diana Hu
Проблема: Аппаратное обеспечение для ИИ ограничено программным обеспечением (например, CUDA для Nvidia)
Решение: ИИ, который генерирует оптимизированный код для альтернативного оборудования (AMD, custom silicon)
Цель: Снижение зависимости от CUDA и улучшение производительности

11. B2A: Программное обеспечение для агентов
Предложено: Dalton Caldwell
Идея: Сервисы, ориентированные на ИИ-агентов как клиентов
Примеры:
◦ API для оплаты, бронирования и заключения контрактов
◦ Поддержка агентов в поиске информации и взаимодействии с системами

12. Вертикальные ИИ-агенты
Предложено: Jared Friedman
Идея: ИИ-агенты, специализирующиеся на конкретных задачах (например, бухгалтерия, медицина, поддержка клиентов).
Примеры:
◦ ИИ для автоматизации налогов
◦ ИИ для обработки медицинских счетов
◦ ИИ для тестирования качества
• Преимущества: Полная автоматизация задач, которые раньше выполнялись людьми

Как видите, ИИ и автоматизации для сокращения костов / роста ТТМ в топе на текущем рынке, страдающим от стоимости RnD, что ожидаемо.
31.01.2025, 12:04
t.me/productanddot/209
Уже давно пытаюсь написать пост про новые ИИшки, как они хороши и как вообще меняется рынок.
Но что-то не идет.
Может просто я сам так и не нашел никакого для себя применения, не вижу прорыва в каких-то сферах благодаря ИИ, кроме экономии на операционке? Не знаю и пойду подумаю, а вы мне расскажите как ИИ вам помогает. Мне вот пока только постоянно достается ловить приколы на собесах, когда кейс написан не автором :)))

Но… я уже пару дней наблюдаю как DeepSeek ставит в не очень удобное положение американский рынок просто одним фактом своего появления.
Так что случилось? Дизрапт!
Китайцы, оказывается, могут в ИИ, и очень не дурно, выпустив аналог ChatGPT почти во всем (модель работает с меньшим числом параметров, что не влияет, внезапно, на качество ответов, тк у них +- одинаковые результаты на тестах), но потребляет в 3 раза меньше вычислительной мощности для тех же задач, да и на создание потратили их сильно меньше, как говорят братья китайцы. Во что, кстати, я не очень верю, ну да, стартап, ну точно 😂

Добавил: я тут поконкретнее про DeepSeek-V3 нашел. Они использовали H800, урезанный для Китая экспортный вариант H100, и они сами пишут, что для полного обучения потребовалось 2.788M H800 GPU-часов, что соответствует $5.5M при цене аренды H800 в $2 за час. При это LLAMA 3.1 ну примерно за 60м$ обучалась, а OpenAI еще дороже. Короче, и правда хаялва.

Сам DeepSeek монетизируется за счет крупных компаний в Китае, которые им активно пользуются (xiaomi и ко), и вам будет стоить бесплатно. Я вот поставил на телефон и радуюсь.

Из минусов (а я попросил нейронку написать их за меня):
- меньше языков (ну и ладно)
- меньше творчества в ответах (за что спасибо)
- высокая цензурированность ответов, тк модель училась на локальных данных, которые ей подготовили (переживем)

Так вот, представляете, как прикольно вышло: все были убеждены, что для работы хорошей языковой модели нужны заоблачные мощности, но вышла та, которая работает на тостере, и лидер, производящий железки для всего этого «прогресса» упал на 600 млрд долларов 😂 понятно, что отрастут, но как конкуренция делает свою работу, а?)

В сухом остатке…
… мы имеем отличный пример запуска:
- новое утп (сильно дешевле в эксплуатации и обучении)
- понятный фокус (пока не умеет в картинки но запланировано на 25 год)
- фокус на задачи локальных компаний (потому монетизация физиков не нужна)
- планы по интеграции в WeChat и телегу (представьте аудиторию сразу?…)

Ну и фановое падение рынков :) хотя может это просто совпадение!
Хотя лично я кайфую, что китайцы показали, что необходимости в толстенном железе, как минимум для большинства задач, ну… нет, и модельку можно научить по стоимоти в 10 раз ниже, чем это у конкурентов.
28.01.2025, 09:24
t.me/productanddot/208
Os resultados da pesquisa são limitados a 100 mensagens.
Esses recursos estão disponíveis apenas para usuários premium.
Você precisa recarregar o saldo da sua conta para usá-los.
Filtro
Tipo de mensagem
Cronologia de mensagens semelhante:
Data, mais novo primeiro
Mensagens semelhantes não encontradas
Mensagens
Encontre avatares semelhantes
Canais 0
Alta
Título
Assinantes
Nenhum resultado corresponde aos seus critérios de pesquisa